Страница 259, ГДЗ по обществознанию за 10 класс к учебнику Медведева
Страница 259
Проверяем себя
1. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления людьми трудовой деятельности. Эти отношения возникают между работниками и работодателями и касаются порядка трудоустройства, условий труда, оплаты труда, охраны труда, продолжительности рабочего дня и отдыха, гарантий и льгот работников, а также процедур увольнения и урегулирования конфликтов.
2. Основным документом, регулирующим трудовые правоотношения в России, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). В нём закрепляются права и обязанности работников и работодателей, их правовой статус, требования к заключению, изменению и прекращению трудового договора, обязательные для соблюдения гарантии, связанные с рабочим временем, временем отдыха.
Трудовой договор — это соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности. В соответствии с трудовым договором работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить безопасные условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник — лично выполнять определённую договором трудовую функцию и соблюдать правила трудового распорядка на предприятии. Трудовые правоотношения возникают с заключением между работником и работодателем трудового договора. Трудовые договоры могут заключаться на неопределённый срок или на срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Сторонами трудовых правоотношений являются работник и работодатель. Работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Например, работодателем может быть и организация (юридическое лицо), и гражданин, который нанял работника (физическое лицо). У работника и работодателя равные права на заключение, изменение и расторжение трудового договора, а их взаимные права и обязанности устанавливает трудовой договор.
1. При приёме на работу трудовой договор с работником любого возраста заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами; один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку (в бумажной или электронной форме), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта (СНИЛС); документы воинского учёта — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, и др. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника — оформляется работодателем (с 2021 г. — в электронной форме); обязательному предварительному медицинскому осмотру подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Как правило, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя; если работник не приступил к работе в день начала работы, работодатель имеет право аннулировать трудовой договор.
2. При приёме на работу может быть установлен испытательный срок не более 3 месяцев (для руководителей, главных бухгалтеров и др. — до 6 месяцев), на протяжении которого работодатель выясняет, справляется ли работник со своими трудовыми функциями; всё это время работнику должна выплачиваться заработная плата. Запрещается установление испытательного срока для несовершеннолетних, выпускников организаций профессионального образования, устраивающихся на работу после выпуска, лиц, получивших работу на основе конкурсного отбора, беременных женщин и др.