Часть 1 Страница 229, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева
Часть 1 Страница 229
Страница 229
«Фонохрестоматия»
В 5-8 классах мы изучали следующие произведения М. Ю. Лермонтова: «Парус», «Два великана», «Тучи», «Три пальмы», «Листок», «Утес», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Бородино».
1. Какие чувства и настроения Мцыри передаются в актёрском чтении Николаем Лазаревым?
При чтении поэмы актер Николай Лазарев передает всю палитру чувств Мцыри. Сначала он грустит, чувствует растерянность и непонятную тоску, которая с годами не проходит. Герой живет в плену, вдалеке от родины, так и оставаясь чуждым этому миру. Затем он вырывается на волю. Тут актер хорошо передал восторг и восхищение, опьянение свободой. А еще желание все впитать, изучить, наверстать упущенное, получить те ощущения и переживания, которых Мцыри был лишен.
2. Какие интонации преобладают при чтении поэмы: торжественные, грустные, радостные? С какими чувствами это связано?
Актер передает самые разные эмоции и чувства героя. Он ощущает грусть и отчаяние из-за своего одиночества, будто он не принадлежит к миру людей; радость от того, что вырвался на волю; восхищение от созерцания картин природы; воодушевление от ощущения свободы и силы; смущение при встрече с грузинкой; звериную решимость в момент боя с барсом.
Преобладают торжественные, порой трагические интонации. Когда Мцыри уже вернули, он с жаром рассказывал старому монаху историю трехдневного побега.
3. Усиливает ли музыка К. Дебюсси впечатления, возникшие при чтении и прослушивании поэмы?
Музыка Клода Дебюсси усиливает впечатление от чтения поэмы, так как передает смятение и волнение, которые переживает герой, покинувший монастырь. Она словно подчеркивает бурю, которая происходит в душе героя.
4. Что вы могли бы добавить к характеристике Мцыри благодаря чтению Николая Лазарева?
После актерского чтения образ Мцыри дополнился новыми чертами. Он показался мне более решительным, волевым и отважным, хоть и действовал наугад, не зная, к чему это приведет. Чтение актера передает ту мощную силу Мцыри, которая долгое время была в нем в спящем состоянии. Его потенциал огромен. Трогательно звучат эпизоды, где Мцыри любуется красотой природы.
5. В чём смысл сравнения жизни Мцыри в монастыре и на воле? Удалось ли это различие продемонстрировать актёру в чтении?
Смысл сравнение жизни Мцыри в монастыре и на воле – в контрасте, который подчеркивает насыщенность и яркость вольной жизни. В сравнении с природой Кавказа многолетнее существование в монастыре кажется монотонным, неподвижным, пустым, почти безжизненным. Мцыри так и не проникся до конца идеей служения богу и мечтал вернуться на родину, о которой у него сохранились смутные детские воспоминания. Это значит, что и сам он ближе к естественной жизни, природе и свободе.
6. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы? Какие литературные приёмы помогли автору показать их, а актёру подчеркнуть интонацией?
Картины кавказской природы особенно важны в поэме «Мцыри». С одной стороны, мы видим ее глазами сбежавшего пленника и восхищаемся вместе с ним. С другой стороны, природа отражает внутреннее состояние героя, подчеркивая бурю эмоций и чувств, которые он переживает. Такой художественный параллелизм – пейзаж как отражение эмоционально-психологического состояния героя – излюбленный прием в творчестве Лермонтова.
(«И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли»).
Природа Кавказа описана как нечто грандиозное, монументальное, поражающее воображение. В ней как будто больше «божественного присутствия», чем в храме, из которого сбежал Мцыри. Природа таит множество опасностей, но они не пугают героя, он мужественно терпит и зной, и жажду, и усталость, и нападение барса. Герой взаимодействует с природой.
(«О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…»).
Для создания величавой картины природы поэт использует эпитеты и метафоры.
• Эпитеты: грозящая бездна, сердитый вал, сонные цветы; живительные лучи; волшебные странные голоса; мир темен и молчалив; лесная глубина.
• Метафоры: деревья как братья в поиске круговой; сырая грудь земли; хоровод напутственных светил; седой незыблемый Кавказ, следы небесных слез.
7.
Чтение наизусть.