8класс

Часть 1 Страница 320, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 1 Страница 320

часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 320 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 320

3. Какие примеры вы могли бы добавить и как развить мысль о языке гоголевской комедии?

Язык гоголевской комедии очень необычный. 

С одной стороны, чтобы описать типичный городок и узнаваемую для всех зрителей обстановку, Гоголь использует слова из бюрократического обихода (ревизор, секретное предписание, взятка, чиновник, попечитель богоугодных заведений, ассигнование, государственный совет, присутствие, чин, городничий и т.п.)

С другой стороны, автор наделяет каждого героя индивидуальными речевыми особенностями, которые их характеризуют.

Например,

• Городничий часто ругается (старый дурак, канальство, дьявол, черт побери, каналья, глупый баран, подлец, толстоносый, проклятый народ, плевать на твою голову и на твою важность, козлиная борода, сосулька, тряпка и пр.).

Из его уст также часто звучат угрозы (задам перцу; узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку).

• Анна Андреевна, жена городничего, пытается вести себя как светская дама, но чаще показывает свое невежество (хочу, чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только этак зажмурить глаза; я в некотором роде... замужем и др.).

Каждый герой характеризует себя через речь.

4. Наблюдения над фамилиями героев, их языком. Как характеризует героев их поведение и язык?

Фамилии героев являются говорящими, они тоже помогают раскрывать характеры.

• Сквозник-Дмухановский – фамилия городничего хорошо описывает его мошенническую натуру. Он постоянно обманывает, надувает, ищет выгоду, нагло присваивает себе чужое. В фамилии две составляющих. «Сквозник» – сквозь его руки проходит все в городе. «Дмухановский» от украинского глагола «дмухати», что значит «дуть», «проникать как поток воздуха». Вместе эти слова создают впечатление пронырливого, изворотливого, бессовестного человека.

• Хлестаков – напоминает звон хлыста, он условно «хлещет» чиновников по карманам, чтобы получить с них деньги, ухлестывает за дамами, хлестко и нагло врет.

• Ляпкин-Тяпкин оправдывает свою фамилию, в суде дела расследуются тяп-ляп, о законе в этом городе все забыли.

• Земляника – попечитель богоугодных заведений. Его фамилия прямо говорит о его манере вести дела – он чрезмерно слащав, старается казаться лучше, чем есть; заискивает и впадает в самоуничижение (почти прижимается к земле, как и растение земляника). При этом он плут, мошенник, проныра, готовый сдать других чиновников.

• Гибнер – уездный лекарь, у которого гибнут больные.

• Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Здесь говорящим является его имя: пред нами вдвойне лукавый, хитрый человек.

• Шпекин – почтмейстер, фамилия которого созвучна с украинскими и польскими словами, означающими «шпиона». Почтмейстер шпионит, вскрывает письма, вынюхивает, нарушает должностные правила.

• Держиморда, Пуговицын, Свистунов – полицейские, известные суровым обращением с гражданами. В этих фамилиях возникают стойкие ассоциации с образами жандармов: «держи [удар] по морде», звуки свистка, пуговицы в ряд на полицейском мундире. Эти герои – представители не защитной, а карательной системы.

Многие имена и фамилии в «Ревизоре» подсказывают зрителям и читателям, что за характер кроется за ними. Автор применил распространенный для драматургии 19 века прием.

Литература и другие виды искусства

Иллюстрации художников П. Боклевского, А. Константиновского и В. Самойлова хорошо отражают атмосферу комедии «Ревизор».

• Рисунок Боклевского с первой постановки комедии в Александринском театре не очень информативен в плане сценического действия, он изображает актеров в костюмах в статичных позах, все они стоят лицом к зрителю, поэтому рисунок напоминает общую фотографию. Его любопытно изучить лишь с точки зрения изучения истории постановки.

• Его же иллюстрация получения новости о приезде ревизора (Действие 1, явление I) уже отражает завязку комедии. Все чиновники сидят за столом, в правом углу рисунка две стоящие фигуры, это квартальные полицейские. Иллюстрация выполнена в карикатурном стиле, поэтому позы и выражения лиц героев чрезмерно подчеркнуто выражают эмоции и настроение собравшихся. Герои растеряны и озадачены.

• Работы А. Константиновского выполнены в реалистичной манере. Художник постарался передать всю степень страха и подобострастия чиновников в их позах. Иллюстрация «Хлестаков рассказывает» изображает сцену, где Хлестаков хвалится Анне Андреевне и Марье Антоновне своими знакомствами и литературными трудами. Женщины крайне заинтересованы и очарованы гостем, Хлестаков красуется и завирается. Стоящие рядом чиновники, видимо, принимают все за чистую монету, на их лицах недоумение и растерянность.

• Иллюстрация «Хлестаков берет деньги у Хлопова» изображает смотрителя училищ и «ревизора». Поза Хлестакова расслабленная, он держится уверенно, спокойно, вальяжно. А вот Хлопов даже согнулся пополам, кланяясь в пояс. Одновременно он вытаскивает деньги из кошелька, неловко поглядывая на «важного чиновника».

• Иллюстрация Боклевского для сцены визита купцов к городничему также карикатурная. На ней городничий отчитывает купцов, ругает их последними словами, его поза напоминает дугу. Несмотря на то, что купцы больше и внушительнее городничего, все они стоят, повесив головы, чувствуют себя виноватыми, думая, что гнев главы города на них обрушился справедливо. Рядом с купцами стоят мешки и бутыли с подношениями. Контрастно выглядит задний план иллюстрации – там жена и дочь городничего сидят за столом, занимаются своими делами. Подобные разборки для них привычны, их не задевает ругань из уст городничего.

• Иллюстрация неизвестного художника (в интернет-источниках указано, что она сделана с рисунка самого Гоголя) к финальной «немой сцене» представляет собой не до конца проработанный контурный рисунок. В центре на заднем плане художник изобразил фигуру жандарма, принесшего известие о приезде настоящего ревизора. А вот в центре на переднем плане находится городничий, который разводит руками, не понимая, что же делать в такой ситуации. Слева и справа от него – фигуры испуганных чиновников. Справа Бобчинский и Добчинский жмутся друг к другу. Слева, с самого края, вероятнее, всего Ляпкин-Тяпкин и Хлопов. Остальные замерли в тех позах, в каких их застало известие. У героев самые обычные позы, в них нет театральной выразительности, но они как раз указывают на жизненность происходящего.

«Опыт литературоведческого исследования»

Немая сцена очень важна для понимания комедии «Ревизор», она задумывалась самим Гоголем как воплощение торжества законности и справедливости. Обычно в комедиях того периода обязательно присутствовал этап наказания зла (отрицательных героев и их поступков), комедии носили нравоучительный характер. Вспомним, как справедливая кара настигла госпожу Простакову в комедии «Недоросль». Но Гоголь вынес момент возмездия за рамки сценического действия. Зрителям и читателям остается только надеяться на то, что настоящий ревизор окажется честным и неподкупным, а значит, проворовавшиеся чиновники будут наказаны. Автор именно так видел дальнейшее развитие событий, поэтому городничий и чиновники так напуганы и поражены.

Ю. Манн в книге «Поэтика Гоголя» справедливо утверждал, что в этой сцене всеобщие переживания слились в одно цельное переживание, всеобщий страх. Перед этим герои уже достаточно раскрылись, поведали о своих нарушениях и преступлениях, поэтому им всем есть чего бояться. Каждый знает о грешках другого, каждый помнит о своих злодеяниях или нарушениях, и все связаны круговой порукой. Обе новости настигают чиновников городка почти одновременно: не успели они оправиться от того, что Хлестаков – не ревизор, не успели они осознать свой позор и ошибку, как настоящий ревизор требует их к ответу.

Храпченко считал, что настоящей развязкой можно считать слова городничего «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». В этом есть доля истины, потому что фраза хоть и произносится в адрес чиновников, но невольно адресуется и зрителям. Эти слова должны заставить задуматься и людей в зрительном зале.

Анализ характера героя или сцены на выбор:

✓  Характеристика городничего

• Антон Антонович Сквозник-Дмухановский;

• городничий, на службе провел около 30 лет;

• возраст 50-55 лет;

• дворянин, но, видимо, не получил должного образования, так как обладает низменными, грубыми вкусами, не имеет манер, за что его постоянно упрекает жена;

• любит вкусно сытно поесть (не изысканно, а просто много);

• носит чиновничий мундир и шляпу, при себе имеет шпагу;

• много злословит, ругается, речь подчеркнуто непристойная, безнравственная, грязная;

• нарушает должностные инструкции и правила, идет на мелкие преступления ради своего обогащения;

• ходит в церковь, может признать, что грешен, но все равно продолжает творить беззакония;

• притесняет низшие слои общества, регулярно обирает купечество, не давая ему экономически развиваться;

• низменные стремления, жажда наживы;

• нет понимания служения делу обществу, отечеству;

• относительно честен с собой и может иногда быть самокритичным (например, это показано в финальном явлении комедии);

• жестокий, мстительный человек, не знающий жалости;

• невежественный, недалекий;

• боится ревизора: угрызений совести нет, есть переживания, что не смог скрыть неприглядные дела;

• лживый, лукавый, умеет выкручиваться.

✓ Анализ начала пьесы

• Завязка комедии обозначена в первой же фразе, в одном предложении («К нам едет ревизор»). Это было новаторское решение для драматургии первой половины 19 века. Обычно сначала было знакомство с героями, введение в курс дела, и только потом завязка. Гоголь сразу погружает читателя в событие, которого все ждут.

• Сразу задается и главный мотив – ожидание проверки ревизора. Это страшит чиновников, потому что они ждут, но не до конца понимают, чего ждать. Именно ожидание и нагнетание страха приводят к тому, что Хлестакова принимают за ревизора.

• Городничий сразу начинает раздавать указания, что исправить в казенных учреждениях, чтобы проверка прошла без последствий. Но он требует лишь формальных, визуальных перемен для отвода глаз. Никто не собирается улучшать работу (больным надо надеть чистые колпаки, не давать им курить, сделать надписи о болезни на латинском языке, учителям предписано не корчить рожи, а заседателю – не пахнуть и др.).

• Все по-разному реагируют на ревизора: например, судья Ляпкин-Тяпкин не так уж переживает, даже нахально заявляет о том, что берет взятки борзыми щенками, а это не зазорно. А вот смотритель училищ Хлопов напуган. Степень испуга пока разная, многие надеются, что их «пронесет».

• Чиновники начинают строить догадки, как и почему эта проверка происходит в их городе. Судья думает, что так чиновников проверяют на предмет измены, ищет политическую причину. Это также показывает, как судья оторван от реальности. Он не хочет замечать тот факт, что проверка должна осуществляться ради проверки.

• Любопытно, что городничий жалуется на нехороший сон про двух крыс, которых он никак не мог поймать, видит в этом знак. У него дурное предчувствие. Однако во сне «крысы понюхали – и пошли прочь». Косвенно это показывает его надежду на то, что проверка ни к чему не приведет, все останется так же.

• Письмо написано близким человеком, возможно, родственником. Он называет городничего кум, следовательно, городничий – крестный отец его детей. Эта деталь подчеркивает, что близкие связи в России важнее любых других. Городничего по личным каналам предупреждают об опасности.

• Первая сцена очень важная для понимания всей комедии, она сразу же дает представление о героях, задает общий тон ожидания ревизора, страха перед ним и желания избежать наказания. Никто и не собирается улучшать жизнь в городке.

Сообщить об ошибке
Закрыть