Часть 2 Страница 175, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева
Часть 2 Страница 175
Страница 175
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»!
Поэт не раз рефреном повторяет слова «Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы – // Ради жизни на земле.
Это выглядит как напоминание. Прежде всего, солдатам, которые каждый день должны видеть свою глобальную цель, чтобы не падать духом, – победу. Но это также и напоминание читателям, акцент на том, каким тяжелым трудом достигался мир.
4. Что подчёркивает автор в характере героя в главе «О награде»?
В главе «О награде» автор подчеркивает, что Василий Теркин не гонится за особыми наградами, но ему нужна хотя бы простая медаль, которая полагается всем воевавшим и оставшимся в живых. В этом проявляются бескорыстное служение делу победы, любовь к родине, умение жертвовать собой ради других и ставить общие народные цели выше собственных.
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
• Теркин представляет, как после окончания войны вернется в родные края, пойдет на гулянья, будет рассказывать там о службе и найдет ту самую девушку, которая свяжет с ним судьбу. И медаль будет свидетельствовать о том, что все рассказанное – правда. Видя ее, люди будут понимать, что за человек перед ними. В желании Теркина получить медаль нет ничего эгоистичного и тщеславного, это просто причастность к делу победы. Но в данный момент, пока Теркин воюет, медаль получить гораздо легче, чем воплотить то, о чем Теркин мечтает – до светлого будущего пока далеко.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
5. В начальной главе «От автора» звучит гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде?
В главе «От автора» звучит гимн питьевой воде, так как порой она одна и поддерживала силы солдата. Не всегда была под рукой пища, не всегда можно было покурить, согреться, переночевать под крышей, но вода нужна всегда. Твардовский так говорит об этом:
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодной,
Из ручья, из-подо льда, –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б – вода.
Поэт хорошо знал это на собственном опыте, так как принимал участие и в финской войне, и в Великой Отечественной.
• Также в этой главе поэт уже обозначает главные темы поэмы «Василий Теркин»:
• тема беспощадной правды;
• тема мужества и героизма солдат;
• тема любви к родине;
• тема фронтовой дружбы и взаимопомощи;
• тема единение народа в борьбе.
6. В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое? Как вы понимаете слова Твардовского о том, что Тёркин «просто парень сам собой / Он обыкновенный»?
В главе «На привале» речь идет о сабантуе.
Конечно, речь не о народном татарско-башкирском празднике, а о другом значении слова – «веселье, радость, празднование». Для солдата «сабантуй» – это то, что он остался живой. Малый сабантуй — это когда пережил обычный обстрел; средний – когда выжил под минометным огнем; большой – когда выжил в бою на «тыщу танков».
• Твардовский также утверждает, что Теркин «Просто парень сам собой // Он обыкновенный». Но при этом напоминает о том, что он заслуживает наград и почестей. Почему так? «Обыкновенность» Теркина заключается в том, что он не человек выдающихся физических сил или способностей, это обычный труженик, простой человек. Ему точно так же бывает страшно в бою, горько от потерь, он голодает, мерзнет и устает в длительных походах. Но что-то придает ему сил в нужный момент, и тогда он может собраться и противостоять врагу. Эта сила – в любви к родине и желании освободить ее от захватчиков.
7.
Да, можно сказать, что поэт показывает все тяготы войны в поэме. Он рассказывает и о том, какие сложности возникают в бою или в солдатском быту, и как тяжело это дается психологически, ведь война – это потери, боль, гибель людей. Самое главное в поэме – именно осознание ужаса войны.
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Твардовский показывает реалии войны:
• тяжелую переправу через реку поздней осенью, бои, неожиданные столкновения с врагами;
• сон на земле под шинелью; умение обходиться без еды, воды и махорки;
• необходимость в армейской дружбе, поддержке, солдатской шутке, что скрашивает тяжелую жизнь;
• гибель сослуживцев и мирных жителей;
• тревога солдат за родных и в целом за мирное население;
• страх смерти, которые естественно возникает у людей на войне (разговор со Смертью), умение его преодолевать;
• мечты солдат о родине, родном доме, близком человеке, мирной жизни.
В поэме показаны все военные чины – генералы, офицеры и солдаты. Также мы видим портреты военных разных подразделений – летчиков, пехотинцев, танкистов, разведчиков, даже поваров. Все это создает живое реалистичное представление о войне.
8.
Путь героя на войне – это чередование сложнейших военных операций и сражений с таким же нелегким бытом, редкие моменты затишья и отдыха. Мы видим путь Василия Теркина не линейно и не с начала («книга про бойца без начала и конца»), однако можно понять, что он был в запасе после финской войны, с самых первых дней ВОВ пошел служить, не искал для себя легких путей, не отсиживался за спинами других, проявлял инициативу, мужество, героизм, был не раз ранен, находился на пороге смерти, вернулся к службе и с честью прошел свой путь труженика-бойца.
• Будни солдата – это чаще всего лишения и ограничения, преодоление тягот и неудобств. Они очень суровы, по-военному аскетичны, но люди привыкают к таким обстоятельствам, потому что важнее только самая базовая потребность – оставаться живыми и продолжать свое дело.
И усталая с похода,
Что б там ни было, – жива,
Дремлет, скорчившись, пехота,
Сунув руки в рукава.
9.
В главе «Гармонь» автор показывает трудную дорогу солдат и те радости, которые изредка выпадают ему. Например, иногда можно поиграть на гармони, спеть песню, поднимающую дух солдат, поплясать, чтоб согреться на морозе.
• В главе описано, как большая автомобильная колонна, возвращающаяся на фронт, встала из-за снежного заноса. Солдаты мерзли. Нашлась гармонь, но она принадлежала погибшему командиру. Теркину разрешают поиграть, и тому удается не только поднять солдатам настроение, но и согреть людей – и в прямом смысле, в пляске, и в душевном.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Этот эпизод очень важен для понимания того, что солдатам даже простые обыденные вещи давали моральную опору, помогали выстоять в сложных ситуациях.
10. Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями?
Эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями.
• В начале есть почти сказочный зачин «жили-были дед да баба», только с уклоном в реальность:
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.
• Повествование также напоминает сказочный мотив, когда главный герой попадает к другим «существам» в гости и выполняет какую-то задачу, оказывает помощь (Теркин помогает деду наточить пилу, починить часы)
Осмотрев часы детально, —
Все ж часы, а не пила, —
Мастер тихо и печально
Посвистел:
— Плохи дела...
Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь, — пошли!
• Частый сказочный мотив – главный герой отвечает на «каверзные» вопросы, но просит сначала накормить (дед спрашивает про валенки, наличие вшей у солдат, а потом задает самый главный вопрос – удастся ли победить фашизм).
• Повторы, присказки, речевые обороты напоминают песню или частушку (вьюга-завируха; вот что значит мы, солдаты; Эх, яичница! // Закуски Нет полезней и прочней; Ты – солдат, хотя и млад. // А солдат солдату – брат).
• Присутствует фольклорная идеализация героя. У Василия Теркина будто нет недостатков.
• В главе встречаются старый и молодой солдат – и дед словно видит себя в молодости. Оба они символизируют вечную традицию защиты русской земли, которая идет с древних, былинных времен.
11. Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте?
Соглашусь с утверждением, что в главе «Кто стрелял» писатель стремился показать наивысшее напряжение солдат на фронте. Ведь каждому приходится справляться со своим страхом перед лицом опасности, с волнением и ужасом. Солдатам все равно необходимо участвовать в сражениях, даже если на это нет моральных и физических сил. Это видно по строкам:
• И вдруг –
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.
Звук тот самый, при котором
В прифронтовой полосе
Поначалу все шоферы
Разбегались от шоссе.
На одной постылой ноте
Ноет, воет, как в трубе.
И бежать при всей охоте
Не положено тебе.
• Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять.
• Смерть есть смерть. Ее прихода
Все мы ждем по старине.
А в какое время года
Легче гибнуть на войне?
(Здесь очень показательный момент – рассуждение, когда лучше умирать. Казалось бы, странно, что испуганные люди задаются такими вопросами, но это их способ справиться со страхом смерти).
12. Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?
Во время ВОВ возник удивительный факт «живого существования» литературного героя: многие солдаты считали Василия Теркина своим однополчанином и не расставались с книгой о нем. Это говорит о том, что Твардовскому удалось создать психологически очень верный образ героя – народный, задушевный, откликающийся многим. Некоторые литераторы считали, что поэма, как и сам герой – несерьезны. Например, поэтесса Анна Ахматова не видела художественной ценности поэмы, считала героя простым и поверхностным. Но она судила с точки зрения «большой поэзии», а надо было рассматривать поэму со стороны читателей – солдат, людей воевавших, знающих, что такое суровые армейские будни.
13. Рассказ — характеристику Василия Тёркина.
Характеристика Василия Теркина
• обычный парень, простой человек без выдающихся способностей, но при этом труженик и герой;
• добрый, понимающий человек, умеет поддержать, поднять настроение и боевой дух;
• легкий в общении, смешливый, умеющий шутить, взводный любимец, заводила;
• способный на «тихие» ежедневные подвиги;
• инициативный, умеет действовать не только по приказу, но и поддавшись собственному порыву, внутреннему нравственному закону;
• трудолюбивый, упорный, целеустремленный;
• смекалистый, талантливый, умеет нестандартно решать задачи;
• мастер на все руки и в военных, и в мирных делах, в том числе – умеет играть на гармони и петь;
• человек с открытым большим сердцем и доброй душой, сильный духом;
• мужественный, смелый и решительный в бою;
• не гордый, не стремящийся к почестям человек.
14. Отношение к иллюстрациям художника Ореста Верейского, насколько они близки вашему представлению об эпизодах поэмы?
Иллюстрации Ореста Верейского, по моему мнению, хорошо отражают дух поэмы «Василий Теркин». Мне нравятся и его фронтовые зарисовки, и портрет самого Теркина (с. 126). Именно так и представляешь себе этого солдата – улыбчивым, открытым, простым, но в то же время – собранным и аккуратным, готовым к новому походу, к солдатским будням. У него в руках небольшой листок бумаги – скорее всего, для самокрутки, рядом винтовка, через плечо перекинут вещмешок.
Также на меня произвели впечатление иллюстрации с изображением переправы (с.137), наступления (с.148), стоянки колонны машин в главе «Гармонь» (с.151) и боевая зарисовка (с.156).
Рисунки выполнены в жанре графики. Панорамные изображения, которые нарисованы будто издалека и сверху, не самые детализированные, объекты и фигуры людей переданы штрихами, но это не мешает восприятию. Художник хорошо передал атмосферу поэмы.