10класс

Страница 142, ГДЗ по обществознанию за 10 класс к учебнику Боголюбова с подробным разбором

Страница 142

страница 142 учебник по обществознанию 10 класс Боголюбова 2023 год
страница 142 учебник по обществознанию 10 класс Боголюбова 2023 год страница 142 учебник по обществознанию 10 класс Боголюбова 2023 год страница 142 учебник по обществознанию 10 класс Боголюбова 2023 год страница 142 учебник по обществознанию 10 класс Боголюбова 2023 год

Страница 142. Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему?

К.Э. Разлогов связывает появления массовой культуры с принятием в Великобритании в 1870 году закона об обязательном образовании. Широкие массы людей становились грамотными, обучались чтению и письму. Тогда они стали обращаться к единственному литературному развлечению в конце XIX века – романам. С тех пор художественное творчество не могло игнорировать вкусы потребителей, если хотело иметь коммерческий успех.

2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню?

К.Э. Разлогов выделяет следующие направления массовой культуры: беллетристика, комиксы, кинематограф, легкая музыка. К этому списку можно добавить телевизионные ток-шоу, реалити-шоу, телесериалы, а также журналы, видео в сети Интернет и развлекательные подкасты.

3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Главное различие между массовой культурой и элитарной, по мнению К.Э. Разлогова, заключается в эстетической дистанции между художественным произведением и читателями, зрителями. Элитарная культура намеренно создает произведения с большой эстетической дистанцией, из-за которой потребителям трудно их воспринимать. Напротив – массовая культура, которая игнорирует эту дистанцию и старается максимально воздействовать на психологические и психофизиологические реакции потребителей.

Вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя массовая культура?

Массовая культура включает различные культурные продукты, а также системы их создания и распространения. К продуктам массовой культуры относятся: беллетристика, поп-музыка, комиксы, плакаты, кинофильмы и сериалы.

2. Основные черты массовой культуры.

Основные черты массовой культуры:

1. Общедоступность. Продукты массовой культуры просты в восприятии. Это обусловлено спросом на “интенсивный отдыха”. Потребители желали легких развлечений, пассивного восприятия информации, чтобы восстановить психологическое равновесие.

2. Занимательность. Продукты массовой культуры обращаются к тем сторонам жизни и эмоциям людей, которые понятны большинству, вызывают неизменный интерес и даже иногда шокируют.

3. Серийность, тиражируемость. Продукты массовой культуры выпускаются в огромных количествах, рассчитанных на массы людей. Также серийность проявляется в повторяемости сюжетных ходов, образов героев в произведениях массовой культуры.

4. Пассивность восприятия. Произведения массовой культуры не требуют от зрителей и слушателей интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия.

5. Коммерческий характер. Продукт массовой культуры – это товар, предназначенный для продажи, поэтому он должен нравиться и удовлетворять потребности большинства людей разного пола, возраста, вероисповедания.

6. Профессионализация рынка массовой культуры. Продукты массовой культуры создаются в рамках профессионального творчества, т.е. музыку пишут профессиональные композиторы, а кино и сериалы снимают профессиональные режиссеры и сценаристы.

3. Каковы особенности рынка массовой культуры?

Особенность рынка массовой культуры заключается в том, что форму и содержание массовых произведений диктует не продавец, а покупатель. Если у потребителей появляется определенный запрос к массовой культуре, то производители стремятся его удовлетворить. Однако производители массовой культуры не так пассивны, как может показаться, они стараются сформировать спрос на свои товары с помощью рекламы.

4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе?

Массовая культура в нынешнем ее понимании не могла существовать в традиционном обществе по нескольким причинам. Во-первых, применительно к традиционному обществу нельзя говорить о техническом прогрессе и механизации труда, которые позволили бы выпускать большие тиражи журналов и газет. Во-вторых, в традиционном обществе нет разделения культуры на светскую и церковную, последняя играет доминирующую роль. В-третьих, экономическая жизнь традиционного общества сосредоточена в сельской местности, а для развития массовой культуры нужна городская среда. В-четвертых, в традиционном обществе рыночные отношения не распространяются на сферу культуры. В-пятых, отсутствуют системы всеобщего образования, благодаря которым люди начинают испытывать интерес к потреблению информации, которая требует, как минимум, навыков чтения.

5. Основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими?

Этапы развития массовой культуры:

Этап 1. В XIV веке в Европе начинается процесс выделения светских жанров культуры из церковных. Вместо храмов появляются дворцы, вместо икон – портреты и пейзажи, вместо песнопений – опера. Решающим фактором на данном этапе стали потребности образованных слоев общества – аристократии, которая поддерживала производство секулярной культуры.

Этап 2. На рубеже XIX-XX веков культура для образованных слоев населения стала трансформироваться в “культуру для всех”. Решающим фактором стали новые дешевые способы распространения информации – массовая печать (бульварная пресса, комиксы, беллетристика), а также появление кинематографа, распространение фотографии и изобретение граммофонной записи.

Этап 3. В середине XX века технически развились радио и телевидение.

Этап 4. В последние десятилетия XX века появилась Всемирная компьютерная сеть – Интернет.

6. Примеры влияния технических достижений на развитие массовой культуры.

Влияние технических достижений на развитие массовой культуры:

Пример 1. Изобретение механического печатного станка позволило издавать большие тиражи газет.

Пример 2. Изобретение средств связи, в основе которых – радиоволны, привело к появлению множества радиостанций и форматов радиовещания.

Пример 3. Изобретение телевидения позволило транслировать информацию на расстоянии не только с помощью звука, но и видеоряда.

Пример 4. Появление Всемирной сети Интернет расширило возможности потребителей по отбору продуктов массовой информации, которые удовлетворяли бы их потребности.

Пример 5. Появление портативных средств связи с возможностью выхода в Интернет сделало массовую культуру доступной из любой точки мира.

7. Основные аргументы критиков массовой культуры.

Критические аргументы противников массовой культуры заключаются в следующем:

1. Продукты массовой культуры – низкопробные. Они сокращают аудиторию, которая требует качественных культурных продуктов, и, в целом, негативно влияют на развитие общества.

2. Массовая культура приучает аудиторию к пассивному визуальному и аудиальному потреблению, поэтому вытесняет “книжную культуру”.

3. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности, отдает приоритет материальному, а не духовному.

4. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха, поэтому продукты массовой культуры нацелены на пробуждение низменных чувств и примитивных желаний.

Этим аргументам можно противопоставить следующие возражения:

1. Продукты массовой культуры могут быть представлены высоко эстетическими и качественными произведениями.

2. В доступности продуктов массовой культуры проявляется подлинный демократизм.

3. Массовая культура может заимствовать элементы элитарной культуры и, например, знакомить зрителей и слушателей с классической музыкой и полотнами великих художников.

Сообщить об ошибке
Закрыть