8класс

Часть 2 Страница 243, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 243

часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 243 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 243

«Развиваем дар слова»

1. Издан сокращённый вариант художественного исследования А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Знакомы ли вы с этим изданием? Чем оно важно для современного читателя?

Мне известен сокращенный вариант издания исследования Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Он в четыре раза меньше основного текста, его специально подготовила вдова писателя, Наталья, чтобы произведение было легче изучать в школе. В произведении сохранилась структура полного текста, однако в ней приведен опыт не всех 257 заключенных. Произведение разделено на 3 тома, совокупно в них семь частей:

Том I

1. Тюремная промышленность

2. Вечное движение

Том II

1. Истребительно-трудовые

2. Душа и колючая проволока

Том III

1. Каторга

2. Ссылка

3. Сталина нет

В книге рассказывается история того, как формировалась и крепла система лагерей, как она стала формой сдерживания и истребления всех неугодных режиму. В «мясорубку» репрессий попали самые разные слои населения: представители белого движения и духовенства, раскулаченные, евреи, кадеты, эсеры, социал-демократы, комитет помощи голодающим, участники крестьянских восстаний и кронштадтского мятежа матросов, люди, скрывавшие социальное происхождение (слишком высокое); всевозможные «вредители», враги народа, их жены и дети; руководители НКВД и ВКП(б); в годы войны – те, кто сеял панику; после – пленные немцы и вернувшиеся из плена и с оккупированных территорий русские, представители освободительной русской армии генерала Власова (власовцы), казаки, мусульмане, люди, проходившие по «делу врачей», представители творческой интеллигенции, любые несогласные и проч.

В книге подробно описываются: быт и образ жизни заключенных, судьбы людей, уклад непростого социума в лагере, где надо было выживать, сотрудничать с органами, чудовищные условия содержания, тяжелая работа, пытки и истязания, моральные испытания. Также подробно описывается, как была организована промышленность. Много автор рассуждает о том, какой уникальный опыт родился из коллективного пребывания в лагерях представителей разных сословий и групп. Увы, многое или почти все было утрачено из-за высокого процента гибели заключенных.

• Для современного читателя это исследование важно, потому что оно представляет собой документально-историческое свидетельство. Важно помнить трагические периоды нашей истории, знать, что происходило, какие последствия были у разных исторических событий.

До сих пор исследование Солженицына вызывает много споров. Кто-то чувствует благодарность за то, что писатель не просто прошел этот ужасный опыт и промолчал, а начал говорить об этом, привлекать внимание к тому, как жили репрессированные в лагерях. Другие говорят, что он все очернил, не показав положительные моменты советского строя. 

Но дело в том, что у Солженицына и не стояла задача рассказать обо всех плюсах и минусах советского режима. Он в своем исследовании взялся за освещение конкретной большой проблемы и постарался быть честным, хотя многим это не нравится. Это логично, ведь людям неприятно осознавать, что были в истории России позорные страницы, был геноцид, были репрессии. Однако подобные факты необходимо знать, так как историю нельзя изучать избирательно, что-то оставляя, а что-то выкидывая. Все имеет значение, все факты подсвечивают причинно-следственные связи в истории, объясняют, дают понимание ситуации.

2. 

Объяснение слов и словосочетаний

• Зажиточная крестьянская семья – богатая семья, добившаяся благосостояния своим трудом.

• Пора нравственного и гражданского самосознания – период, когда формируется личность человека, происходит становление характера, начинают проявляться главные ценности человека. Как правило, это юность, молодость.

• Противоречия советского строя – расхождение между главными идеями социалистического общества и способами их реализации. Искажения, отход от главной линии развития страны.

• Лагерно-ссыльный период – период, когда писатель находился в заключении (8 лет), а после – в ссылке.

• Человеческое достоинство – самоуважение, нравственная основа личности, ощущение своей ценности, основа для правосознания.

• Жуткие условия лагерной жизни – условия, которые должны были обесчеловечить, унизить, растоптать личность заключенных. Приравнивание людей к ничего не значащим объектам, функциям, винтикам системы, которые можно заменить, если они стали непригодными.

• Нравственное начало – то, что является основой духовной жизни человека.

• Публикации – произведения, опубликованные в газетах, журналах и отдельными книгами.

«Фонохрестоматия»

«Слушаем актерское чтение»

А. И. Солженицын «Матренин двор» (отрывок)

1. Что вы можете сказать о тональности, эмоциональной окрашенности повествования о Матрёне, её нерадостной жизни, трагической смерти, её отношении к людям и отношении людей к ней?

Повествование о Матрене, ее трагической жизни и смерти эмоционально и интонационно окрашено актером. Повествование очень спокойное и размеренное, но актер все равно подсвечивает эмоции рассказчика – например, когда сердится на тех, кто пытается использовать Матрену как рабочую силу или источник ресурсов.

• Когда актер говорит об отношении Матрены к людям, его интонации сочувственные, грустные, мягкие. Само его чтение пробуждает к Матрене добрые чувства. Женщина порой ведет себя странно, восторженно, по-детски, но это не отталкивает рассказчика.

• Когда он рассказывает об отношении людей к Матрене, звучат раздражение, досада, негодование на бесцеремонное поведение односельчан и родственников. Описывая, как Фаддей взялся уговаривать Матрену отдать дом, а потом и разбирать его, актер делает голос нахальным, наглым, хамоватым. Эти интонации должны вызывать у слушателей ощущение несправедливости происходящего и отвращения к Фаддею.

«Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Озвучивая эти слова рассказчика, актер подчеркивает, что он – наблюдатель, и со стороны ему четче видны мотивы и поступки людей. Он видит, как неистово они хотят завладеть имуществом Матрены. Это его и расстраивает, и злит, и вызывает презрение.

Сцена, где мужчины, что участвуют в перевозке горницы, пьют и хвастаются (особенно тракторист), очень важна. Тогда-то у рассказчика и просыпается ощущение тревоги, которое усиливается в эпизоде долгого ожидания Матрены, которая пошла «провожать» свою горницу.

2. Почему рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни? Какие чувства звучат в голосе актёра, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрёне, и как эти чувства меняются, когда речь идёт о её сёстрах, золовках, племянниках?

Рассказчик выделяет Матрену среди других обитателей деревни, потому что она и отличается от остальных. В ней нет зависти, склочности, подлости, хищнического отношения, слишком большой привязанности к вещам. Она безвозмездно помогает другим, подстраивается под всех и будто бы всем своим поведением извиняется за свое существование. Возможно, это пошло с тех времен, когда Матрена была молода, и в ее жизни случилось много плохого. Сначала надолго пропал без вести ее жених Фаддей (он же и ломал потом ее дом), поэтому она вышла замуж за его брата, Ефима, затем Фаддей вернулся, позже у нее умерло шестеро детей. Казалось бы, эти несчастья должны были вызвать у людей сочувствие, но вышло иначе: односельчане решили, что на Матрене лежит порча («порция»), стали ее сторониться, обходить стороной – сделали ее изгоем, которым иногда можно пользоваться. К сожалению, и сама героиня ощущает, что она какая-то неправильная, верит в порчу – люди убедили.

При этом Матрене была и оставалась честным, добрым, совестливым человеком. И это замечал Игнатич: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

В голосе актера, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрене, звучат теплые интонации. Он словно говорит о близком важном человеке, которому он сочувствует и сопереживает. Иногда всего голосе звучит даже обида за Матрену – когда он видит, что ее слишком уж бессовестно используют.

Когда рассказ идет о ее сестрах, золовках, племяннице, чувства рассказчика меняются, и это хорошо передано актером. Его интонации и эмоциональный фон становятся другими. Он подчеркивает, что их интерес к Матрене проявляется лишь тогда, когда они хотят что-то от нее получить. Сестры злобно и грубо обзывают ее «дурой», узнав, что Матрена при жизни отдала горницу воспитаннице Кире.

3. Как в тексте рассказа выражается авторское отношение ко всей компании «бешено работающих» людей, взявшихся разобрать и увезти горницу? Какими средствами художественного чтения актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям?

В тексте рассказа четко прослеживается авторское отношение к компании «бешено работающих людей», которые разбирают горницу и хотят ее увезти. Он говорит о Фаддее с сыновьями пренебрежительно, с нотками презрения, осуждения.

«Но те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сломать и при жизни».

*

«И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками. Глаза самого Фаддея деловито поблескивали. Несмотря что спина его не распрямлялась вся, он ловко лазил и под стропила и живо суетился внизу, покрикивая на помощников».

Фадеей, старший брат пропавшего на войне мужа Матрены, начал настаивать, чтобы ее избу разобрали при жизни, а не по завещанию, как она хотела. И Мартена согласилась, так как никогда не жалела для людей ни своего имущества, ни сил, ни времени. Она все отдавала, жила в таком состоянии, сколько себя помнила. И люди беззастенчиво пользовались ее добротой и жертвенностью – зачастую так, будто это само собой разумеется, не благодаря и не ценя Матрену. История с домом наиболее показательна, так как подчеркивает в Фаддее и его родне хищное отношение к Матрене и дому. Для них это всего лишь ресурс, имущество, которое можно прибрать к рукам. Они ломают дом грубо, оставляя щели и выломанные фрагменты:

«Все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Актер доносит до слушателей авторское отношение к этим людям с помощью таких средств художественного чтения:

• резковатые интонации раздражения, недовольства, досады, иронии, возмущения;

• паузы для акцента на отдельных словах;

• эмоциональная речь героев, стремление передать звучание живой речи каждого;

• намеренно будничное повествование.

4. Насколько убедительно актёру удалось передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны?

Я думаю, актеру удалось достаточно убедительно передать авторское отношение к плачу у гроба Матрены – он как будто не особо верит этим плачущим женщинам. Будто они так и не понимают до конца Матрену, а плачут только из-за того, что так принято:

«А если начинался плач, все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любопытства, – все обязательно подплакивали от двери и от стен, как бы аккомпанировали хором».

*

«В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок. Те, кто подале, подходили к гробу ненадолго и у самого гроба причитали негромко. Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей».

Сам плач рассказчик назвал «политикой». Три сестры, которым никогда не было дела до Матрены, вдруг начали причитать так, словно любили ее, хотя на самом деле просто были рады, что завладели имуществом. Актер эти причитания сестер зачитывает в ироничной манере, чтобы передать их ненатуральность, фальшивость. Кроме того, плачу сестер был «обвинительным» – им укоряли Фаддея и его родню за то, что они вынудили Матрену разбирать избу раньше времени.

Мужнины родственники тоже оплакивали Матрену так, чтобы полностью снять с себя ответственность за ее гибель. В причитаниях они укоряли Матрену за то, что она сама себя не уберегла, на смерть пошла. Лишь вторая Матрена (жена Фаддея) просила прощения у этой погибшей Матрены. И еще Матрену по-настоящему оплакивали одна древняя старуха и племянница Кира, которую Матрена воспитала как родную ночь.

«Развиваем дар слова»

Отзыв на прослушанную звукозапись «Матренин двор»

Чтобы дополнить представление о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» мы послушали аудиозапись рассказа в исполнении актера В. Мищенко. В прослушанном фрагменте – вторая и третья главы: от момента более близкого знакомства Игнатича с Матреной до плача у гроба героини после ее трагической гибели.

Чтение актера произвело на меня большое впечатление. В. Мищенко исполнил его действительно как сказ. Именно в сказе удается передать историю другого человека наиболее эмоционально, живо и ярко. Текст в этом плане проигрывает аудиоспектаклю.

Мастерство актера проявилось в том, что он хорошо менял голос и интонации, подстраиваясь под манеру речи разных героев. Рассказчик, Матрена, Фаддей, «полувековая» подруга Маша, древняя старуха, сестры, золовки – все говорят по-своему, у каждого свои эмоции и подача. Речь каждого из героев соответствует характеру и поступкам. Суровый Фаддей говорит грубовато, сдержанно, деловито. Подруга Маша – сочувственно, жалостливо, с любовью и скорбью о погибшей Матрене, золовка – насмешливо, пренебрежительно, без толики уважения к погибшей и т.д. Все эти разные характеры воплощены одним актером, и весьма убедительно.

• Выбор музыкального сопровождения хорошо дополнил историю Матрены: звучала грустная гитарная мелодия, похожая на романс. Когда Матрена начала рассказывать о своем странном замужестве, эта музыка прозвучала нотами безысходности, смирения, согласия с судьбой. Один из самых пронзительных моментов – когда Игнатич рассказывает, как неодобрительно и презрительно говорила об умершей Матрене золовка (сестра мужа). Здесь музыка усиливает впечатление от грубоватых резких слов золовки и осознания того, что Мартена была добрым, любящим, заботливым, внимательным человеком: «И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок».

Сравнивая это аудио с другими записями из фонохрестоматии, можно отметить, что оно звучит немного иначе. Здесь у актера проявляется сказовая манера говорить – спокойная, размеренная, плавная. Иногда актер (рассказчик) шумно вздыхает, чтобы выразить эмоции досады и сожаления – например, в сцене, где идет обсуждение поведения Антошки, который ни в какую не хочет учиться. Но чаще актер рассказывает даже о важных событиях сдержанно и спокойно, без эмоциональных пиков. Более эмоционально звучит лишь речь самой Матрены, а после – плач женщин у ее гроба.

Благодаря чтению актера мне удалось более глубоко погрузиться в историю Матрены, прочувствовать важные моменты ее жизни, а не просто узнать основные события. И как раз из-за талантливого актерского чтения под конец рассказал стало действительно тяжело. Актер В. Мищенко смог передать глубокую скорбь Игнатича по Матрене и очень пронзительно озвучил осознание рассказчика о русском праведничестве.

«Внеклассное чтение»

А. И. Солженицын «Крохотки» (1958-1963)

Крохотки – это маленькие рассказы-зарисовки, которые развернуто освещают одну мысль. Название придумано самим А. И. Солженицыным. Также литературоведы называют их миниатюрами или стихотворениями в прозе. Предлагаем проанализировать несколько миниатюр.

«Утенок»

Рассказчик с удивлением и умилением смотрит на маленького, недавно родившегося утенка, которого воспитала мама-курица (ей положили утиные яйца). Герой рассуждает о том, что человечество уже готово покорить космос, но не сможет сотворить такое чудо, каким является этот желтый крошечный птенчик.

«Дыхание»

Герой размышляет о воздухе, которого ему не хватало в тюрьме – о воздухе свободы, который напоен запахом цветущей яблони, свежести и сырости. Даже вдыхая такой воздух в обычных дворах, герой чувствует, что так еще можно жить.

«Озеро Сегден»

В сказочной (сказовой) манере герой рассказывает об озере, к которому нет дороги простым смертным. Его охраняют люди с автоматами, князь-злодей захватил его для себя, теперь там его владения. И пока другие не могут полюбоваться на красоту волшебного озера, князь и его «злоденята» ловят там рыбу, бьют птицу, потребляют природу. Герой чувствует, что это несправедливо. Озеро могло бы быть достоянием всех людей.

«Вязовое бревно»

Люди обнаруживают, что срезанное в прошлом году дерево, уже распиленное на множество частей и брошенное, вдруг пустило росток. Им жаль снова пилить это бревно, они видят в нем отчаянную жажду жизни.

«Гроза в горах»

Герой описывает, как вместе с друзьями оказался в экспедиции в горах. Там их настигла суровая гроза. И в какой-то момент люди почувствовали себя почти как их первобытные предки – они стали частицами большого бушующего мира.

«И мы... мы забыли бояться молнии, грома и ливня — подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира».

1996 – 1999 (поздние крохотки)

«Старение»

Автор рассуждает о естественном ясном старении как о благе, потому что этот процесс готовит людей к смерти. И они встречают ее без страха. Старение – это и прекрасные воспоминания о молодости, и умеренность во всем, и умение приподняться над материальным, жизнь души и духа. Он только хочет, чтобы старость была без нищеты и болезней.

«Утро»

Лирический герой задается вопросом о том, что происходит с душой человека во время ночного сна и почему утром появляется удивительное ощущение прозрения. Ненадолго может показаться, что человек вот-вот дойдет до сути вещей, поймет что-то важное, но потом заботы нового дня рассеивают это ощущение. Интересны наблюдения автора за состоянием человеческого сознания после пробуждения.

«Поминовение усопших»

Размышления о том, что происходит с людьми после смерти и почему важно помнить своих умерших близких. Смерть, по мнению героя, – не конец жизни, а переход куда-то, но живущим недоступно это узнать. Однако, помня об умерших, мы посылаем им свою энергию, а они нам – свою поддержку.

Сообщить об ошибке
Закрыть