Часть 2 Страница 142, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева
Часть 2 Страница 142
Страница 142
1. Какие произведения Твардовского вам известны?
Мне известно о следующих произведениях А. Т. Твардовского:
• «Путь к социализму» (1931)
• «Страна Муравия» (1934–1936)
• «Василий Теркин» (1941–1945)
• «Теркин на том свете» (1944–1963)
• «Дом у дороги» (1946)
• «За далью – даль» (1950–1960)
• «По праву памяти» (1963–1969)
Из стихотворений мне запомнились «Я убит подо Ржевом» (1946) и «Две строчки» (1943). Все эти произведения – попытки осмыслить историю России, увидеть жизнь страны и русского народа во всех ее проявлениях, в том числе и не самых хороших.
Рассказ о нескольких произведениях
◦ В поэме «Страна Муравия» Твардовский поднимает тему коллективизации в русской деревне, воспринимая ее в целом положительно. В поэме говорится о том, что проблемы деревни вскоре будут успешно решены, страна уверенно идет к социализму, а светлое будущее не за горами.
• У колодца
Вода льётся,
Подаётся по трубе.
Хорошо тебе живётся,
Мне не хуже, чем тебе.
• Поют над полем провода,
И впереди – вдали –
Встают большие города,
Как в море корабли.
◦ В поэме «За далью – даль», написанной значительно позже, во время хрущевской «оттепели» (1950–1960), поэт описывает путешествие по стране, которая активно восстанавливается, строится, развивается. Поэма проникнута светлым настроением надежды, радости, ожиданием еще более лучшего будущего. В то же время, в ней присутствует критика культа личности В. И. Сталина.
• Не зря, должно быть, сын востока,
Он до конца являл черты
Своей крутой, своей жестокой
Неправоты.
И правоты.
Но кто из нас годится в судьи –
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идёт, а люди
Богов не сами ли творят?
(Глава «Так это было» о культе личности)
• Урал! Завет веков и вместе –
Предвестье будущих времён,
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он –
Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
(Глава «Две кузницы» про Урал).
Одно из самых пронзительных стихотворений Твардовского — «Две строчки», написанное о финской войне, которую поэт назвал «незнаменитой». Оно чутко передает ощущение солдата, увидевшего преждевременную смерть своих товарищей и оплакивающего тех, кто погиб. Это стихотворение могло бы быть написано о любой войне, в том числе Великой Отечественной.
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу.
О жизни поэта мне известно много интересных фактов.
• Вся семья Твардовского (родители, 4 брата и 2 сестры) была раскулачена и сослана на поселение в другой регион. Жители села сожгли их хутор. Но поэт все равно принял коллективизацию, новый режим и то, что сделали с его семьей.
• С 1939 года участвовал в военных действиях: был в походе в Западную Беларусь, стал участником финской войны, позднее – Великой Отечественной войны.
• Начал писать стихи с ранних лет, в 15 лет опубликовал свое первое стихотворение.
• Не выносил отца из-за его жесткого, тяжелого характера. Зато мать очень любил. Как только появилась возможность, в 18 лет покинул дом.
• Много лет был редактором журнала «Новый мир» и старался публиковать в нем даже спорные произведения, вызывающие большой резонанс (например, рассказ А. Солженицына о концлагере). За это подвергался прессингу со стороны Главлита и травле со стороны других литераторов. Позже был смещен с этого поста.
• За поэму «Василий Теркин» и вклад в дело победы в ВОВ был удостоен многочисленных наград. Поэма стала невероятно популярной в годы войны и смогла поддержать моральный дух солдат и мирных граждан.
2. Каково отношение Твардовского к истории нашей страны?
Отношение Твардовского к истории нашей страны было вдумчивым и трепетным. Он видел, как непроста жизнь народа в переломные периоды, старался это отразить в творчестве. Осмысление темы войны в творчестве Твардовского идет и через общеисторический контент, и через отдельный личный опыт людей.
3. Что рассказывает литературовед А. Гришунин о художественных особенностях поэмы «Василий Тёркин» — рифме, языке, героях? Читая текст Твардовского, отметьте примеры, подтверждающие наблюдения литературоведа.
Литературовед А. Гришунин обращает внимание на необычные художественные решения в поэме «Василий Теркин». По его мнению, все в поэме работает на создание образов героев и атмосферы.
• Язык – народный, простой, часто включает разговорную лексику. При этом он очень убедительный, психологический, образный, яркий. Поэт использует точные художественные детали.
• Рифма – простая, бесхитростная, в то же время много оригинальных рифм. Поэт мастерски использует аллитерацию (звукопись), ритмические и мелодические средства, повторы.
• Герои – помимо рассказчика (Василия Теркина) и его сослуживцев, много второстепенных, эпизодических героев (дед и баба, офицеры, солдаты). Все они создают ощущение большого единого народа, связанного общей целью – борьбой за победу.
Примеры
• Оригинальные рифмы: природной – водопроводной; ночей – погорячей; полотно – минометный.
• Яркие образы: правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька.
• Разговорные интонации: вам бы, знаете, во флот с вашим аппетитом; жив остался – не горюй; шутка-поговорка; Тыща танков? Ну, брат, врешь.
• Психологическая деталь
Что ответить? Как я мыслю?
Вижу, парень прячет взгляд,
Сам поник, усы обвисли.
Ну, а чем он виноват,
Что деревня по дороге,
Что душа заныла в нем?
• Аллитерация (звукопись, стечение звуков)
Упадешь ли, как подкошенный,
Пораненный наш брат,
На шинели той поношенной
Снесут тебя в санбат. (буква ш)
• Художественные детали
Парень смолкнул на минуту,
Чтоб прочистить мундштучок,
Словно исподволь кому-то
Подмигнул: держись, дружок.
• Крылатые выражения: Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле; Ты – солдат, хотя и млад, // А солдат солдату – брат.
• Повторы: – Кто стрелял? – звонят из штаба. – Кто стрелял? Куда попал? // Переправа, переправа! Берег левый, берег правый.
• Параллелизм (похожее построение фраз)
Ну, своя – так это ж точно.
Ну, война – так я же здесь.
• Анафора (повтор начала строки)
Трижды был я окружен,
Трижды – вот он! – вышел вон.
• Метафора: плач тот детский зовет меня; чутко дышит берег; столбом поставил воду; оживал костер с трудом.
• Эпитеты: неподступный, непочатый лес; огненный клинок; дырявая, изувеченная земля; мирные края; памятная зима; лихая, нещадная стужа.
4.
Сравнение своего впечатления с мнением критика А. Гришунина.
Я согласен с мнением литературоведа, так как читать поэму было очень легко. В то же время было ощущение очень яркой объемной картинки из-за мельчайших деталей и плотности повествования. При чтении возникает большой эмоциональный отклик, легко можно прочувствовать, что ощущают и герой, и его окружение, и рассказчик. А когда начинаешь анализировать, видишь, что почти в каждой строке использован какой-то поэтический прием.