Часть 1 Страница 73, ГДЗ по литературе за 6 класс к учебнику Коровиной, Полухиной, Журавлева
Часть 1 Страница 73
Страница 73. Карело-финский эпос «Калевала». Размышляем о прочитанном
1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
По предположениям ученых, карело-финский эпос сложился в I тыс. н.э. в среде восточно-финских племён (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники.
Этот эпос был обработан только в 30-х годах XIX века Элиасом Лёнротом, он опубликовал эпопею «Калевала».
2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
Композиция «Калевалы» состоит из 82 рун: первая композиция из 32, вторая из 50 рун.
3. О чём рассказывают древние руны?
Древние руны рассказывают о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, мудром певце Вяйнямёйнене, о кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке страны Похъёлы и матери красивых дочек, а также еще о многом другом.
4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
В эпосе представлены самые разные герои: маленькая девочка-рабыня, легкомысленная красавица из богатого дома Кюлликки, запечный насмешливый мальчишка, верхновный бог Укко и т.д. Жизнь всех героев сопровождают стихии: мрак, мороз, ветер – сцены открытия железа.
5.
В эпосе представлен необычайный мир. Его северная точка – мрачная страха Похъёла, где правит злая старуха Лоухи. Северная точка мира – светлая страна Калевы, Калевала.
6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?
Злая старуха Лоухи объявила, что отдаст свою дочь замуж за того, кто выкует для неё волшебную мельницу-самомолку Сампо («пёструю крышку»). Её нужна эта мельница для поднятия благоденствия в Похъёле, чтобы облегчить труд и накопить богатство. Над мельницей работал кузнец Ильмаринен. Лоухи дала рецепт мельницы, в нем упоминаются основные четыре вида хозяйства: охота (перо лебёдки), два вида животноводства (молоко коровы и шерсть овцы), земледелие (зерно ячменя). Нужно эти символы сельского хозяйства соединить с понятием железа, механизма. Сампо – орудие мирного труда, помогающее облегчить жизнь.
7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
Работа кузнеца над Сампо была сложной, он вместе с рабами работал без отдыха:
«И мехи рабы качают,
Сильно угли раздувают;
Так три дня проводят летних
И без отдыха три ночи;
Наросли на пятках камни,
Наросли комки на пальцах» (руна 10-я).
Кузнец наклонился к огню, увидел там лук для стрел, но он имел дурное свойство:
«Каждый день просил от жертвы,
А по праздникам и вдвое» (руна 10-я).
Кузнец сломал лук, велел рабам переделывать. Получился красивый челнок, но у него был порок. Кузнец отправил переделывать. Получилась корова тоже с дурным свойством, а затем несовершенный плуг. Только на пятый раз у кузнеца получилось создать мельницу-самомолку:
«И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую – для продажи,
Третью меру – на пирушки» (руна 10-я).
8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы».
Впоследствии три богатыря Калевалы похищают у Лоухи Сампо, мельница разбивается на тысячу осколков и падает в море. Часть этих осколков море выбрасывает на берег Калевалы.
Эпос рассказывает, как народ занимался земледелием, животноводством и охотой, а также уже освоил железо, мог ковать орудия труда.
Герои «Калевалы», как и герои былин, сильные, смелые, благородные, они также защищают народ от опасностей. Разница в том, что герои «Калевалы» больше заняты хозяйством и производством, а герои былин – богатыри, которые сражались за Родину, защищали ее от врагов.
Творческое задание
Иллюстрации к «Калевале» похожи на иллюстрации к русским былинам тем, что изображают сильных, крепких мужчин, они похожи на богатырей, у них также же снаряжение (копье, шлем). Отличие в том, что в иллюстрациях к «Калевале» герои изображаются либо в обычной жизни, либо за трудом и производством (как кузнец). Богатыри в русских народных былинах почти всегда изображались на конях, вооруженные до или после боя.