Часть 2 Страница 301, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева
Часть 2 Страница 301
Страница 301
«Размышляем о прочитанном»
Почему поэт определяет местом действия своего стихотворения «...поле возле Магадана», хотя сам он был в ссылке в других местах?
Н. Заболоцкий определяет местом действия в стихотворении «поле возле Магадана...», хотя сам был в заключении и ссылке в другом месте.
Это было сделано потому, что он не хотел прямых отсылок к своей судьбе. Сам Заболоцкий провел годы заключения в Востоклаге (Комсомольск-на-Амуре), затем в Алтайлаге (Кулундинские степи). Магадан был взят им как некий обобщающий образ – там, на Крайнем Севере, располагались колымские лагеря. Магадан был больше на слуху, он был известен как место с самыми суровыми условиями, где выживать было сложнее всего.
[После публикации стихотворения в 1963 году, уже после смерти поэта, в Магаданской прессе было бурное обсуждение тех неточностей, которые допустил автор. Вызывали вопросы и розвальни, и наряд за мукой (неслыханная роскошь для заключенных). Не нравились кому-то и старики, скучавшие по своим хатам (таких якобы там и не было). И все же придирки постепенно утихли, потому что стихотворение все равно было больше этих незначительных деталей. И все равно передавало боль несправедливо обвиненных людей, которые готовы были умереть, лишь бы обрести свободу.]
«Фонохрестоматия»
«Слушаем актерское чтение»
Н. Заболоцкий «Где-то в поле возле Магадана»
1. Стихотворение посвящено трагической теме репрессий сталинского времени. Послушаем его. Как звучит в актёрском чтении скорбный рассказ о страданиях репрессированных?
Это стихотворение посвящено теме сталинских репрессий в 1930-1940 годы в СССР. В актерском чтении скорбный рассказ о страданиях репрессированных звучит пронзительно, печально, потому что героям ничего не остается, кроме смерти, которая помогает им освободиться.
Двое несправедливо обвиненных направляются в наряд – в город за мукой. Но они останавливаются в поле, совершенно измученные своим тюремным существованием:
«Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их».
2. Каковы отношения людей и природы в стихотворении Николая Заболоцкого?
Отношения человека и природы в стихотворении Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана» – отчужденные. Природа смотрит на мытарства и страдания людей равнодушно, без сочувствия. Она богоподобна, и ей нет дела до переживаний смертных:
«Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей».
Поэт упоминает здесь «мистерию* Вселенной», которая недоступна двоим старикам, решившим закончить свою жизнь в этом холодном поле под светом равнодушных звезд.
[*Мистерия – мистическая практика для посвященных, тайный обряд в честь божеств. Здесь она упоминается как символ равнодушия к судьбам непосвященных, простых смертных, бедных замерзающих заключенных.]
«Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь ее проникновенный
До людей уже не доходил».
• Только после смерти каторжан они могут воссоединиться с природой, потому что переходят из мира земного в небесный. Их тела остаются замерзшими в поле, а души возносятся к этим самым звездам, что равнодушно смотрели на них.
«Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой».
В стихотворении чувствуется настроение безысходности, печали, горячего сочувствия к судьбе людей. И сожаление о том, что лишь такой ужасной ценой люди могут освободиться от невыносимых условий; «от солдат, от их луженых глоток, от бандитов шайки воровской», от «опасностей и бед».
Несмотря на всеобщее равнодушие сил природы и человеческого мира, эти двое узников понимают друг друга, они и дают последнюю частицу человеческого тепла, разделяя участь на двоих:
«Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мерзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики».
Лишь вьюга оплакивает их, лишь «сладкая дремота, в дальний край, рыдая, повела».
3. Согласны ли вы с интонациями, избранными актёром? Помогает ли музыка П. И. Чайковского воспринимать это стихотворение? Вызывает ли актёрское чтение стихотворения у вас сопереживание и сострадание?
Соглашусь с интонациями, выбранными актером – они звучат трагично, печально, сочувственно, горько, необратимо. Мы будто видим вместе с поэтом последние минуты двух несчастных людей.
На строчке «в дальний край... рыдая... повела» голос актера звучит особенно грустно, темп замедляется, возникают длинные паузы. Они заставляют задержаться на этих словах и прочувствовать случившееся.
Финал стихотворения также звучит нарочито медленно, будто все процессы замедлились. Появляется ощущение, что несчастные заключенные наконец остановились, завершили путь, дошли до своей горестной цели.
• Музыка П. И. Чайковского дополняет впечатление от стихотворения. Она помогает настроиться на нужный лад, ощутить страшное одиночество двоих идущих стариков, боль их душ.
• Актерское чтение вызывает сопереживание, сострадание, потому что Сергей Сазонтьев читает очень проникновенно, скорбно, душевно, горько. Актер убедительно и точно передает чувства лирического героя.
4.
Выразительное чтение стихотворения (самостоятельно).