Часть 1 Страница 81, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева
Часть 1 Страница 81
Страница 81
«Размышляем о прочитанном»
1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?
Моцарта и Сальери сближают любовь к музыке, к творчеству, желание выразить себя через музыкальные произведения.
• Разъединяет этих героев отношение к людям, к миру и к своему месту в этом мире. Сальери считает, что долго шел к вершинам музыкального мастерства, поэтому в какой-то момент заслужил право ставить себя выше остальных. Он считает себя гением, почти богом. Поэтому он и решает, что ему доступно божественное провидение, а значит, он может лишить Моцарта жизни. Он видит в этом свою миссию: ему надо, чтобы Моцарт не вознесся слишком высоко в своем творчестве.
«Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой....
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет».
Сальери в какой-то момент делается совершенно циничным, он называет Моцарта «богом», восхищается его талантом и трудом, но и замышляет убить своего соперника.
• Моцарт относится к людям с теплом и пониманием. Для него слепой скрипач, что играет его произведение, имеет такое же отношение к музыке, как и он сам. Он пишет музыку легко, играючи. Свой «Реквием» он приносит Сальери, чтобы узнать его мнение, потому что дорожит мнением коллеги. Он называет гением и себя, и Сальери. В Моцарте нет высокомерия, спеси, пренебрежения к другим. Напротив, он внимателен ко всем, даже торопится предупредить жену о том, что не придет обедать. А о себе иронично говорит, что «мое божество проголодалось».
2. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?
Сальери презирает жизнь и слепого старика, потому что ставит себя выше других. Ему кажется: раз он достиг вершин тяжким трудом, это делает его особенным. Он преувеличивает ценность своего труда и обесценивает других.
«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня».
• По его мнению, старик не заслуживает быть причастным к музыке, созданной такими гениальными музыкантами, как он и Моцарт:
«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик».
• Однако Моцарт, по мнению Сальери, тоже не заслужил столь высокой славы:
«Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»
3. Характеристика героев по пушкинскому тексту
• Моцарт
Хороший семьянин: он играет с сыном, когда к нему приходит заказчик, считает нужным предупредить жену, что не придет обедать. Честный, открытый, бесхитростный, легкий человек. Считает Сальери другом, поэтому откровенно рассказывает ему о своих мыслях и сомнениях (например, историю про Черного Человека). Доверчивый и добрый человек, которого легко обмануть.
К музыке и творчеству относится легко, поэтому мелодии приходят к нему так же – играючи, как бы между делом. У него потрясающее музыкальное чутье, умение передать и эмоциональность, и глубину звучания, и смыслы. Он оригинален, не подражает другим, просто выполняет свою работу. Про Реквием говорит, как про обычный заказ, но ему жаль расстаться со своим произведением.
• Сальери
Завистливый, высокомерный, но при этом ничтожный человек, презирающий всех и вся. Похоже, не видит ничего, кроме музыки и своей величайшей роли. Любит и ценит славу, долго стремился к ней. Музыку писал с трудом: начинал как ремесленник, много подражал другим композиторам, прежде чем добился своего индивидуального звучания (Глюк, Гайдн, Пиччини). Моцарта считает везунчиком, высокой, которому слишком легко все дается. Он и восхищается, и ненавидит; и признает блистательное творчество «друга», и завидует ему (Завистник. Я завидую; глубоко, //Мучительно завидую. – О небо!) Поэтому Сальери считает, что ему надо избавить мир от Моцарта, чтобы тот не испортил жизнь таким же трудягам-композиторам, как он. Видит в этом свою миссию и нисколько не сомневается в своем решении убить якобы друга.
4. Какой герой произнёс слова: «...Гений и злодейство — / Две вещи несовместные»? Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?
Слова «Гений и злодейство – две вещи несовместны» произносит Моцарт, когда они обсуждают в трактире писателя Бомарше и мог ли тот отравить кого-то.
• Поступки героев трагедии «Моцарт и Сальери» связаны с этими словами напрямую. Уже отравив Моцарта, Сальери задается вопросом «Но ужель он прав, // И я не гений?» И тут же находит оправдание, вспоминая, что Микеланджело Буонарроти тоже считали убийцей, а ведь он – точно гений, он же «создал» Ватикан, его соборы.
[Существовала легенда, не подтвержденная документально, о том, что М. Буонарроти отравил натурщика, с которого писал распятого Христа – чтобы лучше передать мучения человека от такого вида казни.]
• Моцарт остается верен своим же словам: он действительно гений, и ему чуждо зло. В этом тезисе устами Моцарта А. С. Пушкин выражает свое отношение к гениальности – для него она несовместима с причинением вреда кому-либо, с безнравственными аморальными поступками.
«Фонохрестоматия»
«Слушаем актерское чтение»
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери»
1. Как средствами художественного чтения актёры передают сходство и различия взглядов и характеров Моцарта и Сальери?
Оба музыканта – «избранники небес», но у них разный взгляд на мир. И при чтении актеры хорошо показывают это с помощью интонаций и смысловых акцентов.
• Для Моцарта мир устроен гармонично и правильно. В его мире искусство связано с людьми, человечностью, игрой, беспечностью, простыми семейными радостями и легкостью.
• Актер, читающий реплики Моцарта, подчеркивает его теплый, дружелюбный нрав, его интонации наполнены жаждой жизни, любовью ко всему вокруг.
• Сальери тяготится тем, как устроен мир, ему не нравится «низкая жизнь», он презрительно относится к людям. Для него искусство связано с тяжелым трудом, тяжким долгом, попытками стать лучше всех, отделиться от людей, возвыситься над ними и стать почти богом. В мире Сальери все перевернуто с ног на голову: чаша с ядом – чаша дружбы, яд – дар любви, слезы – фальшивые, пролитые уже после отравления.
• Актер, который читает роль Сальери, привносит в текст мрачные, тяжелые, гнетущие интонации. Порой он звучит спесиво, высокомерно, порой – с нотами обреченности (он должен выполнить «долг»). В моменте, где он оплакивает Моцарта, интонации Сальери даже радостные. Он сам говорит, что чувствует облегчение, будто нож хирурга отсек больную конечность. В слезы этого человека трудно поверить, разве что это слезы радости.
• Сходство и различие передается с помощью интонаций. Говоря об искусстве, оба словно переживают душевный подъем, восторг творчества. Говоря о людях, Сальери становится злобным, мрачным, обесценивающим, высокомерным. В отличие от него Моцарт не меняет своего тона, люди для него точно так же связаны с искусством, как и он сам. Но он становится особенно задумчивым, когда рассказывает про странного Черного Человека, который заказал написание Реквиема. Моцарт словно предчувствует что-то нехорошее, хотя не говорит о гибели.
2. Чем заканчивается диалог музыкантов? Почему так взволнованно и трагически звучит концовка? Какова роль музыки в усилении эмоционального напряжения в финале этой сцены?
Трагедия заканчивается тем, что Моцарт, почувствовав себя плохо, уходит домой, спать (умереть).
Ироничная и страшная деталь: Сальери уже оплакал своего друга при жизни, пока тот играл свой же Реквием (обычно эту музыка считается похоронной, траурной). Теперь он успокоился и уверился в мысли, что все сделал правильно. Но Сальери начинает сомневаться в своей гениальности. Ему запали в душу слова Моцарта о несовместимости гения и злодейства. Он тут же пытается себя оправдать злодейством гения Буонарроти.
• Концовка звучит трагично, потому что «мир Сальери», в котором все наоборот – победил. Гений убит руками завистника и подражателя, под маской дружбы скрывается злоба, искусство оборачивается злодейством.
Музыка усиливает эмоциональное напряжение в финале, доводя его до кульминации, до пиковой точки. Она звучит пронзительно-печально.
3. Работаем в парах
Для парного чтения рекомендуем выбрать ту часть, где два композитора слушают старика-скрипача, а также момент, где Моцарт делится с другом своим новым произведением. Подойдет и фрагмент с обсуждением «гения и злодейства». Они наиболее ярко подчеркивают разницу взглядов двух музыкантов.